Профессиональная направленность уроков иностранного языка

Профессиональная направленность уроков иностранного языка

Профессиональная направленность уроков иностранного языка (английского) на примере профессии 54.01.20 Графический дизайнер

В современных условиях перед системой СПО стоит задача передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности, становление конкурентоспособного профессионала.

Некоторыми целями рабочей программы учебной дисциплины «Иностранный язык (английский)» для профессии 54.01.20 Графический дизайнер являются:

• формирование коммуникативной компетенции, позволяющей свободно общаться на английском языке в различных формах и на различные темы, в том числе в сфере профессиональной деятельности, с учетом приобретенного словарного запаса, а также условий, мотивов и целей общения;

• формирование и развитие всех компонентов коммуникативной компетенции: лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, социокультурной, социальной, стратегической и предметной.

Нельзя не упомянуть Федеральный проект Молодые профессионалы, который нацелен на повышение конкурентоспособности профессионального образования. Каждый выпускник системы СПО должен получитьпрофессиональное образование, соответствующее требованиям экономики и запросам рынка труда.

В этой связи был сконструирован открытый урок, тема которого напрямую связана с трудоустройством по профессии, а именно: «Развитие диалогической речи по теме «Собеседование при приеме на работу на должность графического дизайнера». Основная предметная цель преподавателя: Совершенствование коммуникативных навыков (говорение на тему «трудоустройство на вакансию графического дизайнера).

Открытый урок состоялся 19 апреля 2023, в котором приняли участие студенты 252 группы. В рамках открытого урока были использованы такие образовательные технологии, как: casestudy (получения нового знания (компетенции) путем организации индивидуального и группового анализа конкретной ситуации через определение проблем, скрытых в ситуациях, поиск критериев эффективного решения и выработку плана действий по решению проблемы), кластер (графический прием систематизации знаний), икт (педагогические технологии, позволяющие провести урок с использованием разных средств, к которым относятся программные и мультимедийные). Форма урока представляла собой деловую игру.

Активное целеполагание было осуществлено при помощи демонстрации видео о трудоустройстве без опыта работы. Обучающимся были заданы наводящие вопросы. В процессе ответов была сформулирована тема урока, выработаны задачи урока. Принцип наглядности был осуществлен при помощи презентации Power Point (с использованием инфографики), бумажных плакатов: «Типы вопросов», «Специальные вопросы», «To be в вопросах», доска была задействована в полном объеме, в центре которой располагался кластер (ядро кластера – CV (curriculum vitae – краткое хронологическое описание жизни), от которого направлены основные разделы CV/резюме, а именно: персональная информация, образование, умения и навыки, интересы, карьерные цели…).

Операционно-исполнительский этап урока включал в себя активный грамматический материал — Present Perfect; данная грамматическая конструкция используется при построении высказывания, когда есть необходимость рассказать о наличии или отсутствии жизненного опыта (в том числе опыта работы),  при чем, результат такого опыта напрямую связан с моментом речи. Следует отметить, что это достаточно сложный материал, так как это единственное «настоящее время», которое на русский язык переводится «прошедшим временем». Лексическая составляющая представляла собой не только выражения официально-делового стиля, но и, в основе своей, выражения, относящихся к профессиональной сфере графического дизайна. Профессиональную составляющую удалось реализовать при помощи аутентичного материала сайта https://www.indeed.co.uk/ (объявления о вакансиях, профессия — графический дизайн), который был соотнесен с уровнем владения языка; в этой связи можно еще и сказать об индивидуальном подходе обучения. Как было ранее упомянуто, форма урока представлена ролевой игрой. В качестве атрибута игры были использованы бейджи для студентов, с ролью сотрудников рекрутингового агентства. Игра представляла собой прохождение собеседования на должность графического дизайнера; необходимо было выбрать двух наиболее соответствующих кандидатов их пяти.

Рефлексия реализована при помощи «Яблони достижений». Многослойность рефлексии заключалась в том, что студенты должны были детально проанализировать работу на уроке: говорение, аудирование, работа с грамматическим материалом и профессионально ориентированной лексикой). Разработка дизайна «Яблони достижений» легла на плечи Азизы Шириновой, с чем она великолепно справилась – реализация практикоориенторованной составляющей.

В ходе урока студенты показали высокую готовность взаимодействовать и использовать английский язык при прохождении такого испытания, как собеседование при трудоустройстве на должность графического дизайнера.

Урок был оценен экспертом как «положительный», цель урока была достигнута.

Учитель английского языка Денисюк Ирина Александровна