Приветствую вас на страничке педагога – психолога Колесниковой Елены Васильевны. Здесь можете познакомиться со спецификой работы педагога — психолога лицея.

На страничке размещена полезная информация для обучающихся, родителей, педагогов.

О работе педагога – психолога лицея.

Профессиональная деятельность педагога — психолога для многих людей является чем — то непонятным, загадочным и, порой, пугающим.  Многие стыдятся обращаться к психологу, кто-то считает это бесполезным. Даже учитывая тот факт, что присутствие психологов в образовательном пространстве давно признается важной необходимостью, существует множество неточностей, мифов и искажений в понимании сущности психологической помощи. В связи с этим, считаю необходимым внести ясность в представление о педагоге — психологе, как необходимом специалисте в образовательном пространстве лицея.

В первую очередь хочу отметить, кем не является педагог – психолог лицея:

  • Педагог-психолог – это не учитель и не наставник. Он не говорит как правильно или неправильно и никогда не сравнивает человека с каким-то конечным эталоном. В ходе совместной деятельности с обучающимся помогает прийти к решению, которое является верным для конкретного человека, в рамках актуальной ситуации.
  • Зачастую педагога — психолога воспринимают как врача, порой именно это отпугивает людей. Педагог – психолог не врач, у него нет медицинского образования. Педагог – психолог работает со здоровыми людьми, у которых возникают психологические трудности; не выписывает рецептов, справок, не ставит медицинский диагноз. Однако, педагог – психолог может рекомендовать обращение к другим специалистам, если проблема выходит за рамки его профессиональной компетенции.
  • Некоторым кажется, что у психолога есть волшебная таблетка, которая вмиг исправит все проблемы. Однако, такой таблетки у психолога нет. А эффективная работа во многом зависит от желания, того кто обратился за помощью, найти выход, решить возникшую проблему. Главное волшебство заключается во взаимодействии: один готов работать над собой, другой направить и помочь.

В жизни любого человека время от времени возникают трудности. Касаться они могут любой сферы жизни: учебная и трудовая деятельность, здоровье, семейные отношения, отношения с другими людьми и т.д. Чаще всего мы сами можем с ними справиться. Но бывают моменты, когда не хватает терпения, объективности, сил, знаний для решения проблемы.

 Обучающиеся могут обращаться к педагогу — психологу лицея, если:

  • Хотите узнать об особенностях личностного развития
  • Переживаете сложную жизненную ситуацию
  • Переживаете неудовлетворенность собой, своими качествами, внешностью,…
  • Находитесь в ситуации недопонимания в отношениях с родителями
  • Испытываете трудности в общении со сверстниками, одногруппниками
  • Запутались в определении своих жизненных и профессиональных планов, целей
  • Потеряли жизненные ориентиры и смысл жизни

Результатом совместной работы с педагогом – психологом будет

  • Восстановление психологического равновесия
  • Снижение или снятие эмоционального напряжения
  • Мобилизация дополнительных психических сил для выхода из трудных жизненных ситуаций
  • Разрешение конфликтных ситуаций
  • Развитие личностных качеств
  • Получение рекомендаций, способствующих решению личностных проблем

Обращаясь к педагогу – психологу важно понимать:

  • Психолог принимает вас такими, какой вы есть, не осуждает, не оценивает, не переделывает
  • Работа над собой не всегда легкая и приятная, однако, она интересная и способствует личностному развитию
  • В результате работы с психологом в человеке пробуждаются внутренние силы, и он учится их использовать
  • В работе педагог — психолог придерживается этических принципов и, согласно одному из них, психолог сохраняет в тайне то, что говорится и происходит в кабинете. Исключение составляют только те случаи, когда человек представляет угрозу для других людей или для себя самого
  • Педагог — психолог – не просто человек, с которым можно «выговориться». Он понимает сложный мир человеческой души, владеет приемами и методиками, нацеленными на решение проблем человека

Педагог – психолог не может помочь, если человек:

  • Желает изменить окружающих людей, но менять что-то в себе не готов
  • Рассчитывает получить «рецепт счастья», не прикладывая никаких усилий; ждет готовых указаний в решении своих проблем; ожидает самопроизвольного волшебства или чуда в решении проблем

 

Педагог – психолог лицея Колесникова Е.В.

План работы педагога-психолога в 2021-2022 учебном году

Рекомендации первокурсникам по адаптации к обучению в лицее

Поздравляю! Теперь ты первокурсник!

Ты становишься взрослее, тебе есть чем гордиться. Поступление в лицей – это шаг в развитии твоей личности, самостоятельности, профессионального становления.

Видимо сейчас вам многое кажется трудным: новые педагоги, новый круг общения, новые впечатления, эмоции, для кого-то новое место жительства.

С появлением у вас нового социального статуса, ваш организм, как на физическом, так и на психологическом уровне, находиться в состоянии адаптации ко всему новому. Но ранее вам тоже приходилось адаптироваться к новым условиям: детский сад, школа на разных этапах, новая компания, тем самым, у вас есть некий опыт адаптации и сейчас он пригодиться.

  • Помни, что адаптация — это естественный процесс, при котором происходит приспособление к изменившемся условиям (внешним и внутренним), путь к чему-то новому. Адаптация обязательно закончится. Если ты не испытываешь серьезных трудностей, то адаптация займет 1,5 – 2 месяца.

Адаптация — процесс индивидуальный.  Он может проходить с разной степенью успешности. А это зависит как от вас: ваших личностных особенностей, отношения к происходящему, настрою на перемены, так и от того, как разворачиваются некоторые внешние события и обстоятельства. Но не смотря на сложность, появляется возможность формирования новой личностной позиции, новых взглядов, качеств характера, осознаются собственные адаптивные способности.

  • Если Санкт – Петербург для вас новый город, то познакомьтесь с ним. Узнайте про места для культурного отдыха в городе: парк, театр, кино, выставки. Узнайте расположение магазинов, поликлиники и т.д.
  • В новых условиях важно сформировать новый режим труда и отдыха.

— Возьмите за правило не опаздывать на занятия. Опоздания характеризуют вас как человека несобранного, необязательного, неуважительного по отношению к преподавателю и группе.

— Помни о необходимости отдыха после занятий, примерно 1,5 – 2 часа. Специалисты рекомендуют активные формы отдыха: прогулка, уборка в комнате, любимое хобби. В случае сильного утомления это может быть сон.

— Кстати, одно из правил успешных людей – умение ценить и планировать свое время. Это умение тренирует волю, позволяет быть хозяином своего времени.

  1. Получив определенную свободу действий от тебя требуется развивать навыки самостоятельной деятельности. Это навыки и умения в учебной деятельности: внимательно и осознано слушать педагога, действовать по плану, самостоятельно выполнять поставленные задачи, формулировать ответы на поставленные вопросы кратко и содержательно, способности аргументированного доказательства, умение дополнять ответы одногруппников, критически оценивать собственные знания, умения и другие.  Эти навыки и умения развивались и при обучении в школе. Обучаясь в лицее, тебе предстоит оттачивать их.
  2. Развивать и совершенствовать навыки взаимодействия и общения. Взаимодействие и общение — это факторы, которые помогают нам познавать и понимать других людей. Общаясь с людьми, мы исходим, прежде всего, из своих представлений, взглядов и ожиданий. Это добавляет сложность в общении. Необходимо помнить, что другие люди могут понимать и чувствовать по-другому. Поэтому важно, порой, переспросить, уточнить или объяснить свою позицию.

А еще важно уметь попросить о помощи, когда не хватает сил и опыта справиться самому. Помни, что вокруг тебя такие же мальчишки и девчонки и они проживают похожие трудности адаптации. Сегодня ты поможешь кому – то, а завтра помощь придет к тебе. Кроме этого в случае возникновения трудностей, за помощью всегда можно обратиться к классному руководителю, мастеру п/о, педагогу – психологу, социальному педагогу и другим сотрудникам лицея.

«Золотые» правила, которые помогут вам жить в мире с подростком

Правило 1. Проявляйте терпение.

Для начала давайте проведем маленький эксперимент. Представьте себе следующую ситуацию: вы учите своего ребенка кататься на коньках. Это уже не первое занятие, но все равно у него ничего не получается и разъезжаются ноги. Как вы поступите:
1. Скажите, что он, «как всегда ничему не может научиться»;
2. Начнете нервно поучать: «Вот так надо ноги ставить, сколько раз повторять»;
3. Сорветесь и бросите это бесполезное занятие. В конце концов это не самое важное дело в его жизни;
4. Начнете подбадривать «Давай еще раз попробуем, видишь, уже лучше»;
Без комментариев понятно, что первые три способа не конструктивны. Первый способ не лучшим образом воздействует на самооценку ребенка. Сначала он зажмется, внутренне затаится, а потом начнет испытывать чувство вины за то, что ничего не получается. Второй способ более продуктивный, но только в том случае, если поучения будут мягкими и с подбадриваниями, а ваш тон доброжелательным. Третий способ совсем неудачный. Ребенок в лучшем случае озлобится и начнет грубить. Четвертый способ как раз связан с терпением. В нем присутствует и ситуация одобрения, и вина с ребенка снимается за его неумение, и на лицо мягкое обучение. Также и в жизни. Чтобы чему-то научиться, надо запастись терпением. И помните: если вы будете постоянно только поучать и срываться, то нарушите доверие между вами.

Правило 2. Устанавливайте доверительные отношения.

Доверие – самый важный аспект отношений с подростком. Доверительные отношения всегда двухсторонни. С одной стороны, это признание ребенком вас своим другом. С другой стороны, это и ваше доверие к своему ребенку. Ему оно необходимо: это доказывает ваше отношение к нему, как к взрослому. В подростковом возрасте в какой-то момент происходит некоторое отстранение от родителей. У ребенка появляются свои тайны, секреты, личные дела, в которые он не допускает взрослых. Он может полюбить уединяться в своей комнате. Это необходимый элемент жизни подростка. Многие родители воспринимают это как скрытность и нарушение тех самых доверительных отношений. Конечно, приятно, когда тебе доверяют тайны. Но вспомните себя: у вас тоже есть свои «секреты», это нормально для мира взрослых, а ваш ребенок взрослеет. Дайте ему право на собственную жизнь.

Правило 3. Сдерживайте эмоции.

Наверное, вы не раз замечали, что ваше воздействие на ребенка зависит от эмоционального настроя. Когда что-то случилось, первая реакция часто бывает негативной. Но в таком состоянии вы вряд ли сможете действительно понять ситуацию. А крик – не совсем то, чего ждет от вас подросток. К тому же такая реакция вызовет ответную, и ни к чему хорошему подобная «разборка» не приведет. Конфликт не исчерпает. Если что-то произошло или вы рассержены поведением ребенка, прежде всего подавите первые отрицательные эмоции, успокойтесь. Когда вы относительно спокойны, то легко поймете свою цель. Тогда вы сможете отреагировать адекватно ситуации и поставленной цели.

Правило 4. Не рубите с плеча.

Ситуации, с которыми сталкиваются ежедневно в каждой семье, отклонения в поведении – следствие чего-либо, поэтому обязательно надо установить причину. Самые распространенные причины нарушения поведения связаны со стремлением привлечь к себе внимание или самоутверждением. И подвержены этому не только трудные подростки.

Правило 5. Будьте последовательны и постоянны.

Если вы хотите чего-то добиться, то будьте последовательны в своих действиях. Не обещайте ребенку того, чего не сможете выполнить. Это только укрепит его убеждение, что взрослым не следует доверять, а их слова – ветер. Если обещали пойти в ближайшие выходные пойти с сыном на каток, то не откладывайте поход на 2 месяца. Это приведет к тому, что некоторое время подросток перестанет доверять вашим словам. Просто будьте последовательны даже в своих изменениях и объясняйте свои требования.

Правило 6. Заинтересуйте подростка в изменении себя.

Помочь можно только тому, кто сам заинтересован в этом. Если ребенок заинтересован в своем изменении, то он охотно пойдет на контакт с тем, кто предлагает ему такую возможность. Иногда дети так привыкают к своей социальной роли, к своему амплуа, что не видят причин для изменения себя. И вот тут наша главная задача – заинтересовать ребенка в процессе позитивных изменений, рассказать ему обо всех преимуществах нового типа поведения, решения проблем и т.д. Ведь потом ему идти по этой жизни самому. А для этого надо повзрослеть, то есть измениться. Если вы сумеете привлечь этим внимание подростка, то в дальнейших изменениях он будет заинтересован сам.

Правило 7. Стремитесь к разумному компромиссу и гибкости решений.

Помните о том, что любые изменения должны приносить радость. Каждый подросток старается сохранить свою целостность, пощадить свою самооценку. Поэтому, решая что-либо вместе с ребенком идите на уступки, которые позволят ему сохранить свое лицо. К тому же надо помнить: если одна воспитательная стратегия не подходит, то можно попробовать другую. И не бояться экспериментировать.

Правило 8. Поощрения и наказания должны быть адекватны совершенному поступку.

Практически любое наказание вызывает душевную травму у ребенка. Особенно если это наказание не справедливо или более жестоко, чем стоит этот поступок. И не всякую такую травму можно быстро забыть. Иногда она оставляет след на всю жизнь… То же касается и поощрений, если они не соответствуют сделанному. Согласитесь, что устраивать большой праздник в честь вымытого 14-ти летней дочерью пола – это что-то странное. Равно как если вы скажете просто «молодец» сыну, занявшему 1-е место в городском интеллектуальном марафоне. Любое поощрение и наказание должны соответствовать поступку.

Правило 9. Не старайтесь «все понять».

Любому человеку необходимо понимание. Однако подросткам зачастую важно понимание потенциальное, а в большей степени просто поддержка. Ведь их переживания – самые-самые, и никто до этого такого не чувствовал. Некоторые успокаиваются, когда слышат от отца: «Я сам испытывал подобное в твоем возрасте». Но иногда подросткам не хочется быть такими «прозрачными» и предсказуемыми для родителей. И надо просто их поддержать и сделать вид, что их переживания уникальны. Ведь одному и тому же ребенку в разные моменты времени нужно то понимание, то

прямо противоположное. Дело это очень тонкое.

Правило 10. Понимать ребенка не означает одобрять его поведение.

Пример: отец боролся против внешнего вида своего сына. Тот отпустил длинные волосы и ходил с немытыми патлами, раздражая всё семейство. Уговоры и требования матери не помогали. Тогда за дело взялся отец. Как-то утром он сказал сыну: «Прошу прощения, сын. Твои волосы – это твое дело. Я уважаю твое право ходить так, как тебе хочется. Но мой желудок – это моё дело. Я могу вынести все это после завтрака, но никак не до него. Завтракай, пожалуйста, в своей комнате». Этот ответ оказался действенным. С одной стороны, продемонстрировано уважение к мнению сына. С другой – высказано неодобрение его поведением. И в то же время такое высказывание заставило сына задуматься о соблюдении норм приличия. Если бы отец резко запретил сыну подобный эпатаж, то неизвестно, к каким последствиям это привело бы. А так – сын волосы не подстриг, но стал за ними ухаживать. И дома ходить с причесанным хвостиком, что не так раздражало его родителей.

Правило 11. Щадите «больные места» подростка и его самолюбия.

У каждого человека есть какие-нибудь недостатки, которые он старается скрыть. Прикосновения к ним бывают очень болезненны. Особенно это тяжело переживается в отрочестве. Подросток очень уязвим, раним, чутко реагирует на все обращенные к нему слова. Окружающий мир постоянно напоминает ему о его больных местах. Если мальчик маленького роста, ниже своих сверстников, то его неизменно будут дразнить. Конечно это болезненно. Такие разговоры чаще всего возникают при других взрослых и тем самым как бы возвращают подростка в мир детства, с которым он спешит расстаться. Они же хотят, что бы их считали взрослыми. Уважайте это право своего ребенка. Не ставьте подростка в неловкое, смешное положение (с его точки зрения). Это может только его настроить негативно по отношению к вам.

Правило 12. Избегайте нотаций и проповедей.

Для наших детей очень важно, что бы мы искренне отвечали на их настроение и чувства. В то же время, когда ребенок находится в ярости, смущении, растерянности – их чувства не должны передаваться нам, родителям. Иначе какой из нас помощник? Мы должны быть опорой и поддержкой для своих детей. И помощь может заключаться в том, чтобы успокоить подростка, разобрать ситуацию, дать некоторую информацию, или просто побыть рядом. А это лучше всего делать на спокойную голову.

Правило 13. Говорите и выясняйте все вовремя.

Одно из наших золотых правил – терпение. Конечно, оно необходимо при воспитании и общении с подростком. Но не надо думать, что терпение – это вседозволенность, сажание себе на шею и не высказывание претензий. Вовремя проясненные обстоятельства помогут вам сохранить добрые отношения. Ведь если обиды просто копить и умалчивать о них, не говорить о том что вас не устраивает и раздражает, то рано или поздно «котел закипит» и тогда последует взрыв. Лучше сразу все спокойно проясните и найдите решение по спорным вопросам. А еще задумайтесь: может быть, в ваших недоразумениях с ребенком он не так уж виноват?

Правило 14. Не переносите свои недостатки на ребенка.

Есть такая поговорка: «В чужом глазу соринку видит, а в своем бревна не замечает». Часто это касается и нашего отношения к самим себе. Свои недостатки стараемся не замечать, зато в детях хотим исправить абсолютно все. И тогда можно наблюдать такую картину. Мать, у которой собственные вещи разбросаны по всей комнате жалуется подруге на неряху дочь. Или отец ругает за «безрукость» 17-ти летнего сына, а сам и гвоздь толком вбить не умеет. Конечно, такие вещи надо отслеживать. Но это полбеды. Гораздо хуже, когда родители переносят на детей свои недостатки, коих у ребенка нет и в помине.

Правило 15. Не прогнозируйте неудачу.

Мы всегда хотим, чтобы нашим детям жилось лучше. Стараемся подготовить их к взрослой жизни. Но всегда ли делаем это правильно? Очень часто, действуя «во благо» мы неосознанно программируем ребенка на неудачу. Здесь работает следующий принцип. Дело в том, что наше подсознание часто отказывается воспринимать частицу «не». Когда несущему стопку посуды человеку под руку говорят «Не урони!», его мозг воспринимает информацию как «Урони». И шанс, что посуда окажется на полу очень велик. Поэтому не стоит напутствовать ребенка, уходящего на улицу словами: «Не попади под машину». Лучше переводить это в позитивное высказывание: «Будь внимательным, переходя дорогу». Но ведь «программировать» можно и по другому. Известна поговорка: «Капля камень точит». Очень часто, рассуждая о взрослой жизни своего ребенка, мы говорим: «Если не научишься вставать рано, ты не сможешь устроиться на хорошую работу», «Не будешь учиться, не поступишь в институт» закладывая тем самым в ребенке негативные установки.

Правило 16. Будьте другом, а не подружкой.

Некоторые родители, стремясь завоевать расположение своего ребенка, начинают неосознанно подражать ему. Говорят на подростковом сленге, иногда «прикалываются». В общем, стараются стать «своим парнем». Им кажется, что ребенок скорее их послушает, если они будут с ним на равных. Но это не так. Подростки не примут фамильярности в отношениях с родителями. Зачастую они даже начинают стеснятся таких родителей. Ведь дети понимают, что между родителями и ими должна быть дистанция. Родитель-друг – не значит «свой парень», «подружка». Он помощник, советчик, опора, защитник. Он тот, кто понимает и поддержит. Но он – взрослый, со своими взглядами на жизнь, со своим опытом. Со своими ценностями и приоритетами. И подростки в родителях ищут именно такого друга. Сложная задача: одновременно быть родителем, который отвечает за ребенка, заботится о нем. И быть тем самым взрослым другом.

Признаки употребления наркотиков (Памятка для родителей и педагогов)

Очень важно для родителей, педагогов определить на самых ранних стадиях приобщение ребенка или подростка к наркотикам.

Различают две основные группы признаков употребления наркотиков: поведенческие и физиологические.

Поведенческие признаки:

  • Нарастающая скрытность ребенка(возможно, без ухудшения отношений с родителями). Часто она сопровождается учащением количества и увеличением продолжительности «гуляний», когда ребенок уходит из дома в то время, которое раньше пребывал в семье или за уроками.
  • Поздний отход ко сну, долгое залеживание в постели по утрам. Появление у ребёнка сонливости или, наоборот, бессонницы.
  • Падение интереса к учебе или привычным увлечениям. Прогулы школьных занятий.
  • Ухудшение памяти и внимания. Появление трудностей в сосредоточении на чем-то конкретном. В результате — неизбежное снижение успеваемости.
  • Увеличение финансовых запросов и активный поиск путей их удовлетворения, выпрашивание денег во все возрастающих количествах (если начинают пропадать деньги из родительских кошельков или ценные вещи из дома – это очень тревожный признак).
  • Появление новых сомнительных друзей, поведение старых приятелей становится подозрительным. Разговоры с ними ведутся шепотом, непонятными фразами или в уединении.
  • Неопрятность во внешнем виде, склонность к прослушиванию специфической музыки.
  • Беспричинная смена настроения, очень часто не соответствующая ситуации: раздражительность в спокойной ситуации, болезненная реакция на критику.
  • Появление изворотливости, лживости, уход от ответов на прямые вопросы.
  • Обнаружение следов инъекций походу вен на руках. Насторожить может и тот факт, что ребенок стал носить одежду только с длинными рукавами независимо от погоды и обстановки.

Физиологические признаки:

  • бледность или покраснение кожи;
  • расширенные или суженые зрачки;
  • покрасневшие или мутные глаза;
  • несвязная, замедленная или ускоренная речь;
  • потеря аппетита, похудение, а иногда – чрезмерное употребление пищи;
  • хронический кашель;
  • плохая координация движений(пошатывание или спотыкание);
  • резкие скачки артериального давления;
  • расстройстважелудочно-кишечного тракта.

 

О наркотическом опьянении подростка могут свидетельствовать и его манеры поведения:

Состояние наркотического опьянении напоминает алкогольное, но без характерного запаха алкоголя изо рта. Общим признаком этого опьянения является эйфория, т.е. приподнятое настроение, безмятежное блаженство в сочетании с замедлением или ускорением мышления. Нередко возникает сексуальное возбуждение. Однако такое настроение неустойчиво и может внезапно смениться недовольством.

Как поступать родителям ребёнка, употребляющего наркотики

В случае появления в поведении Вашего ребенка перечисленных признаков, прежде всего, не стоит впадать в панику, не показывать ребенку чрезмерного волнения. Но нельзя откладывать решительный разговор надолго, ибо, затягивая его, Вы тем самым способствуете вольно или невольно дальнейшему погружению ребенка в трясину.

Прежде чем начать серьезный разговор с Вашим ребенком, основательно подготовьтесь. Начните разговор только тогда, когда ребенок не находится под влиянием наркотиков, а Вы – спокойны, контролируете себя и можете сдержать свои эмоции.

Постарайтесь, прежде всего, понять причину и степень вовлеченности ребенка в употребление наркотических средств. Узнайте, как Ваш ребенок сам относится к этой проблеме, понимает ли он, куда втягивается. Не начинайте с чтения морали, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте ребенка. Приготовьтесь выслушать типичные заявления. Ваш ребенок попытается играть на ваших чувствах.

Не ополчайтесь на него как на личность. Выразите Вашу безусловную любовь к нему, веру в его силы.

Постарайтесь убедить его, что это страшная болезнь, приводящая к деградации личности и к непременной гибели, если он не откажется от наркотиков.

Если Вы убедились, что Ваши усилия не дали желаемых результатов, и ребенок продолжает употреблять наркотики, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам. Не считайте, что Вы можете испортить жизнь своего ребенка, обратившись к врачу.

Помните – чем раньше Вы обратитесь за помощью, тем больше шансов, что помощь будет эффективна.

Лечение наркомании – одна из сложнейших задач, и всё зависит от самого больного, от его твёрдого желания и намерения полного отказа от употребления в дальнейшем любых психоактивных и наркотических веществ. Только в этом случае может быть выработана стойкая пожизненная ремиссия.

Преподавателям по профилактике синдрома эмоционального выгорания.

Как избежать встречи с синдромом профессионального выгорания

  1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  2. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь нравиться.
  3. Подберите дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  5. Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  6. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
  7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.   

2. Экспресс-оценка профессионального выгорания.

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

  • Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен.
  • Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал (а) бы это без промедления.
  • Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
  • То, насколько меня раздражают коллеги, ещё мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (пациенты, ученики, посетители, заказчики и т. д.).
  • На протяжении последних трёх месяцев я отказывался (-ась) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т. д.
  • Коллегам (ученикам, посетителям, заказчикам и т. д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно.
  • С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
  • О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
  • Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям.
  • За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

 

Подсчитайте количество положительных ответов.

 0 – 1 балл – синдром выгорания вам не грозит.

2 – 6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7 – 9 баллов – пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. 10 баллов – положение весьма серьёзное, но, возможно, в вас ещё теплится огонёк; нужно, чтобы он не погас.

 

  1. Техники, способствующие формированию адаптивного мышления и повышению стрессоустойчивости

 «Что хорошего со мной произошло сегодня?»

К сожалению, в нашей жизни мы часто делаем акцент на плохом. Если это так, то учите свой ум обращать внимание на то, что происходит вокруг хорошего. Например: вышла погулять в парк, был солнечный день. Мне улыбнулся человек, который симпатичен. Получилось справиться со сложным заданием. Решил трудную профессиональную задачу, и т.д.

Техника «Сундучок внутреннего резерва» (по В.И. Есаулову)

Данная техника рекомендуется для формирования и поддержания успешной жизненной стратегии. Содержание техники: в тетради нужно прописать как можно больше:
проверенных Вами жизненных стратегий поведения;
цитат, которые Вас вдохновляют;
образов, которые дарят Вам радость;
названий любимых фильмов и книг;
любимых звуков, мелодий;
комплиментов себе;
блюд, вкусов, от которых Вы получаете наслаждение;
телефонные номера (адреса) людей, которые могут Вас поддержать;
и т.д.
«Сундучок» можно пополнять и заглядывать в него по мере необходимости.

«Вверх по радуге»

  Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, вдыхая, съезжайте с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторить 3 раза