Материалы внедрения методик преподавания

Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО в рамках федерального проекта «Современная школа»

Санкт — Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Оптико-механический лицей» (далее – Лицей) в 2022 году вошло в число образовательных организаций Санкт-Петербурга, которым был присвоен статус Федеральной пилотной площадки по внедрению методик преподавания 8 общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Заключено Соглашение о создании Федеральной пилотной площадки (далее – ФПП) ФГБОУ ДПО ИРПО на базе Лицея. Работа ФПП осуществляется в соответствии с Положением о Федеральной пилотной площадке ФГБОУ ДПО ИРПО. Срок действия соглашения с 26.07.2022 по 31.12.2024 года. Лицею выдано Свидетельство о присвоении статуса Федеральной пилотной площадки ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» от 26.07.2022 № 1077. Лицей является Федеральной пилотной площадкой по теме: «Апробация и внедрение федерального пакета методических разработок для обновления практики подготовки по общеобразовательным дисциплинам с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования».

Целью Программы внедрения является внедрение методической системы преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности образовательных программ СПО в не менее чем в 50% профессиональных образовательных организаций и оценка эффективности предложенных ФИРПО методических продуктов. В связи с этим, Комитетом образования (письмо от 20.09.2023 № 03-28-8005-23-1-0) был утвержден Список федеральных пилотных площадок и закрепленных за ними новых участников проекта по разработке, апробации и внедрению методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Современная школа».

С целью практического применения методических продуктов, предложенных ФИРПО, преподавателями общеобразовательных дисциплин Лицея в 2023 году разработаны методические материалы по 13 обязательным общеобразовательным дисциплинам, а также элементы УМК: технологические карты, фонды оценочных средств.

Преподаватели общеобразовательных дисциплин Лицея подготовили серию открытых занятий (в том числе и бинарных), которые были проведены в ноябре 2023 года в рамках обмена опытом с коллегами из СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» и СПб ГБПОУ «Колледж Петербургской моды».

Темы занятий:

  1. Составление высказывания о развитии полиграфической отрасли в России (ОД Литература, 29.01.25 Переплетчик).
  2. Технический прогресс: перспективы и последствия. Современные средства связи (ОД Иностранный язык, 22.02.09 Печатное дело).
  3. Русский национальный характер первопечатника Ивана Фёдорова (ОД Литература, 22.02.09 Печатное дело).
  4. Словесный портрет (ОД Русский язык, 54.01.03 Фотограф).
  5. Рабочий день графического дизайнер (ОД Иностранный язык, 54.01.20 Графический дизайнер).
  6. Интерференция света и её применение в оптических приборах (ОД Физика, ОД Математика; 12.01.09 Мастер по изготовлению и сборке деталей и узлов оптических и оптико-электронных приборов и систем).
  7. Биохимические основы процесса дыхания. Влияние вредных веществ на организм человека (ОД Биология, 29.01.27 Мастер печатного дела).
  8. Графический дизайнер в информационном обществе (ОД Обществознание, 54.01.20 Графический дизайнер).
  9. Построение логического выражения с данной таблицей истинности (ОД Информатика, 54.02.08 Техника и искусство фотографии).
  10. Развитие профессионально-значимых физических и психических качеств фотографа (ОД Физическая культура, 54.02.08 Техника и искусство фотографии).
  11. Отработка модели поведения при травме на производственном участке проведения профессиональных работ (ОД ОБЖ, учебная практика в рамках ПМ 29.01.27 Мастер печатного дела).

С методическими материалами открытых занятий можно ознакомиться ниже:

Биология

Иностранный язык

Информатика

Литература

ОБЖ

Общесствознание

Русский язык

Физика-математика

Отчёт по итогам внедрения методик преподавания общеобразовательных дисциплин

В 2024 году работа ФПП велась в соответствии с планом работы на 2024 год.

ИРПО был организован цикл Всероссийских семинаров для преподавателей ООД и Цикл Всероссийских мастер-классов «Трансляция педагогического опыта» с представлением лучших моделей отбора профессионально-ориентированного содержания в общеобразовательных дисциплинах.

Цикл проводится по итогам Всероссийского конкурса 2023 года, о котором я говорила выше.

На мастер-классе №6 по тематическому блоку «Иностранный язык», который состоялся в формате ВКС 19.06.2024 выступила преподаватель английского языка Денисюк И.А. с темой «Представление опыта подготовки и проведения интегрированного урока по теме «История развития печатных процессов».

Выступление Денисюк И.А. на мастер-классе №6 «Трансляция педагогического опыта» по тематическому блоку «Иностранный язык» по итогам проведения конкурса «Лучшая модель профессионально-ориентированного содержания дисциплин общеобразовательного блока с учетом профессиональной направленности ОП СПО»

Сертификаты спикеров

Преподаватели лицея участвовали в работе семинаров и мастер-классов.

Денисюк И.А. выступила на методическом семинаре для заместителей директоров по ТО, методистов, преподавателей «Лучшая модель профессионально-ориентированного содержания дисциплин общеобразовательного блока с учетом профессиональной направленности ОП СПО» (на примере ПОУ СПБ) в формате ВКС 25.04.2024 с темой «Информационные технологии в профессиональной деятельности. Урок «История развития печатных процессов».

С 1 сентября 2024 вступили в силу изменения во ФГОС СОО, в связи с чем актуализировались рабочие программы и УМК общеобразовательных дисциплин.

Актуализированы темы индивидуальных проектов. Абсолютно все темы индивидуальных проектов по всем профессиям и специальностям имеют профессиональную направленность и закреплены в рабочих программах курса «Индивидуальный проект». Таким образом, при планировании и реализации индивидуального проекта использован междисциплинарный подход в обучении, темы проектов связаны с общепрофессиональными дисциплинами и профессиональными модулями.

Актуализированы рабочие программы общеобразовательных дисциплин с учетом требований обновленного ФГОС СОО.

В соответствии с требованиями ИРПО во все дисциплины включено профессионально-ориентированное содержание, объем которого составляет 20-40% в разных дисциплинах.

Разработана рабочая программа по дисциплине «Основы безопасности и защиты Родины», которая с этого года заменила в общеобразовательном цикле дисциплину «ОБЖ».

Все разработанные рабочие программы выложены на сайте лицея.

Разрабатываются УМК по дисциплинам, включающий технологические карты профессионально-ориентированных занятий, методические указания к практическим занятиям и лабораторным работам, ФОС, методические указания по самостоятельной работе обучающихся.

Продолжают проводиться открытые уроки с профессиональной направленностью в соответствии с утвержденным графиком.

В рамках ФПП требования ИРПО нашли свое отражение в актуализированных в 2024 г. учебных планах ОПОП, а именно:

— доля часов, отведенных на практические занятия и лабораторные работы составляет в среднем 56%, что является отражением практико-ориентированности общеобразовательного цикла ОПОП. Практико-ориентированность также достигается введением в содержание теоретических занятий практических заданий, аудиторной самостоятельной работы;

— установлены и прописаны в пояснительных записках учебных планов междисциплинарные связи между общеобразовательными дисциплинами и дисциплинами общепрофессионального цикла ОПОП, профессиональными модулями;

— в учебных планах прописаны принципы, на основе которых реализуются дисциплины общеобразовательного цикла: профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин, интеграция содержания общеобразовательных дисциплин, интенсификация общеобразовательной подготовки, цифровизация общеобразовательной подготовки;

— в УП также отражены цифровые инструменты, использование которых возможно в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин.

В октябре 2024 года преподаватели общеобразовательных дисциплин приняли участие во Всероссийском онлайн анкетировании для преподавателей разных ООД в ПОУ-участниках внедрения 2022 и 2023 гг. Анкетирование проходило на онлайн-платформе «Анкетолог».

По итогам работы ФПП за период с 2022 по 2024 гг. был оформлен отчет лицея и отчеты двух наших подведомственных образовательных организаций, которые были представлены региональному оператору в октябре 2024 г.

30 октября проведено анкетирование преподавателей общеобразовательных дисциплин по итогам внедрения методик преподавания. Анкета включала 18 вопросов. В анкетировании приняли участие 15 человек.

Результаты анкетирования преподавателей колледжа по внедрению методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования   здесь

7 ноября 2024 года в лицее состоялся педагогический совет «Актуальные вопросы общеобразовательной подготовки в СПО (по итогам внедрения методик преподавания ООД с учетом профессиональной направленности образовательных программ СПО в 2022-2024 годах)»

Итоги работы лицея по внедрению методик преподавания ООД с учетом профессиональной направленности образовательных программ СПО в 2022-2024 годах  подвела старший методист Смирнягина Н.Н.

Опыт работы в рамках Федеральной пилотной площадки представили преподаватели Солнышкова И.В., Атомный Э.Ю. Денисюк И.А., Григорьева В.В., Кузнецова Н.А.

Интеграция содержания дисциплины ОД.05 «Информатика» с содержанием общепрофессиональных дисциплин и профессиональных  модулей ОПОП по специальности 54.02.08 Техника и искусство фотографии и профессии 54.01.20 Графический дизайнер преподаватель Атомный Э.Ю.

Интенсификация процесса обучения как необходимое условие повышения качества подготовки по дисциплине ОД.03 «Математика» преподаватель Григорьева В.В.

Цифровизация как основополагающий принцип модернизации процесса обучения иностранному языку на основе внедрения современных методик преподавания преподаватель Денисюк И.А.

Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей будущего выпускника системы среднего профессионального образования посредством интенсификации процесса обучения по дисциплине ОД.04 «Иностранный язык» преподаватель Кузнецова Н.А.

Профессионализация содержания общеобразовательной дисциплины как основа успешного формирования компетенций будущего выпускника системы среднего профессионального образования (на примере дисциплины ОД.07 «Химия»)  преподаватель Солнышкова И.В.