- Письмо Комитета образования о закреплении новых участников
- Приказ о присвоении статуса ФПП
- Свидетельство о статусе ФПП
- Итоги конкурса «Лучшие образовательные модели реализации общеобразовательной подготовки» (2022 год — 2 место)
- Итоги конкурса «Лучшая модель профессионально-ориентированного содержания дисциплин общеобразовательного блока с учетом профессиональной направленности ОП СПО» (2023 год — 1 место)
- Диплом I степени Денисюк И.А. — ПОБЕДИТЕЛЯ конкурса «Лучшая модель профессионально-ориентированного содержания дисциплин общеобразовательного блока с учетом профессиональной направленности ОП СПО» (2023 год)
Материалы внедрения методик преподавания
Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО в рамках федерального проекта «Современная школа»
Санкт — Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Оптико-механический лицей» (далее – Лицей) в 2022 году вошло в число образовательных организаций Санкт-Петербурга, которым был присвоен статус Федеральной пилотной площадки по внедрению методик преподавания 8 общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Заключено Соглашение о создании Федеральной пилотной площадки (далее – ФПП) ФГБОУ ДПО ИРПО на базе Лицея. Работа ФПП осуществляется в соответствии с Положением о Федеральной пилотной площадке ФГБОУ ДПО ИРПО. Срок действия соглашения с 26.07.2022 по 31.12.2024 года. Лицею выдано Свидетельство о присвоении статуса Федеральной пилотной площадки ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования» от 26.07.2022 № 1077. Лицей является Федеральной пилотной площадкой по теме: «Апробация и внедрение федерального пакета методических разработок для обновления практики подготовки по общеобразовательным дисциплинам с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования».
Целью Программы внедрения является внедрение методической системы преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности образовательных программ СПО в не менее чем в 50% профессиональных образовательных организаций и оценка эффективности предложенных ФИРПО методических продуктов. В связи с этим, Комитетом образования (письмо от 20.09.2023 № 03-28-8005-23-1-0) был утвержден Список федеральных пилотных площадок и закрепленных за ними новых участников проекта по разработке, апробации и внедрению методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Современная школа».
С целью практического применения методических продуктов, предложенных ФИРПО, преподавателями общеобразовательных дисциплин Лицея в 2023 году разработаны методические материалы по 13 обязательным общеобразовательным дисциплинам, а также элементы УМК: технологические карты, фонды оценочных средств.
Преподаватели общеобразовательных дисциплин Лицея подготовили серию открытых занятий (в том числе и бинарных), которые были проведены в ноябре 2023 года в рамках обмена опытом с коллегами из СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» и СПб ГБПОУ «Колледж Петербургской моды».
Темы занятий:
- Составление высказывания о развитии полиграфической отрасли в России (ОД Литература, 29.01.25 Переплетчик).
- Технический прогресс: перспективы и последствия. Современные средства связи (ОД Иностранный язык, 22.02.09 Печатное дело).
- Русский национальный характер первопечатника Ивана Фёдорова (ОД Литература, 22.02.09 Печатное дело).
- Словесный портрет (ОД Русский язык, 54.01.03 Фотограф).
- Рабочий день графического дизайнер (ОД Иностранный язык, 54.01.20 Графический дизайнер).
- Интерференция света и её применение в оптических приборах (ОД Физика, ОД Математика; 12.01.09 Мастер по изготовлению и сборке деталей и узлов оптических и оптико-электронных приборов и систем).
- Биохимические основы процесса дыхания. Влияние вредных веществ на организм человека (ОД Биология, 29.01.27 Мастер печатного дела).
- Графический дизайнер в информационном обществе (ОД Обществознание, 54.01.20 Графический дизайнер).
- Построение логического выражения с данной таблицей истинности (ОД Информатика, 54.02.08 Техника и искусство фотографии).
- Развитие профессионально-значимых физических и психических качеств фотографа (ОД Физическая культура, 54.02.08 Техника и искусство фотографии).
- Отработка модели поведения при травме на производственном участке проведения профессиональных работ (ОД ОБЖ, учебная практика в рамках ПМ 29.01.27 Мастер печатного дела).
С методическими материалами открытых занятий можно ознакомиться ниже:
Биология
- Технол.карта к уроку биологии — Мастер печатного дела
- Презентация к уроку биологии — Мастер печатного дела
Иностранный язык
- Презентация к уроку английского языка — Графдизайнер
- Презентация к уроку английского языка — Печатное дело
- Технологич.карта урока к уроку английского языка — Печатное дело
- Технологическая карта к уроку английского языка — Графдизайнер
Информатика
Литература
- Презентация к уроку литературы — Печатное дело
- Технологическая карта урока литературы — Печатное дело
ОБЖ
Общесствознание
- Презентация к уроку обществознания — Графдизайнер
- Технологическая карта к уроку обществознания — Графдизайнер
Русский язык
- Презентация к уроку русского языка — Переплетчик
- Презентация к уроку русского языка — Фотограф
- Технологическая карта к уроку русского языка — Переплетчик
- Технологическая карта к уроку русского языка — Фотограф
Физика-математика
Отчёт по итогам внедрения методик преподавания общеобразовательных дисциплин
♦ В 2024 году работа ФПП велась в соответствии с планом работы на 2024 год.
ИРПО был организован цикл Всероссийских семинаров для преподавателей ООД и Цикл Всероссийских мастер-классов «Трансляция педагогического опыта» с представлением лучших моделей отбора профессионально-ориентированного содержания в общеобразовательных дисциплинах.
Цикл проводится по итогам Всероссийского конкурса 2023 года, о котором я говорила выше.
На мастер-классе №6 по тематическому блоку «Иностранный язык», который состоялся в формате ВКС 19.06.2024 выступила преподаватель английского языка Денисюк И.А. с темой «Представление опыта подготовки и проведения интегрированного урока по теме «История развития печатных процессов».
Преподаватели лицея участвовали в работе семинаров и мастер-классов.
Денисюк И.А. выступила на методическом семинаре для заместителей директоров по ТО, методистов, преподавателей «Лучшая модель профессионально-ориентированного содержания дисциплин общеобразовательного блока с учетом профессиональной направленности ОП СПО» (на примере ПОУ СПБ) в формате ВКС 25.04.2024 с темой «Информационные технологии в профессиональной деятельности. Урок «История развития печатных процессов».
С 1 сентября 2024 вступили в силу изменения во ФГОС СОО, в связи с чем актуализировались рабочие программы и УМК общеобразовательных дисциплин.
Актуализированы темы индивидуальных проектов. Абсолютно все темы индивидуальных проектов по всем профессиям и специальностям имеют профессиональную направленность и закреплены в рабочих программах курса «Индивидуальный проект». Таким образом, при планировании и реализации индивидуального проекта использован междисциплинарный подход в обучении, темы проектов связаны с общепрофессиональными дисциплинами и профессиональными модулями.
Актуализированы рабочие программы общеобразовательных дисциплин с учетом требований обновленного ФГОС СОО.
В соответствии с требованиями ИРПО во все дисциплины включено профессионально-ориентированное содержание, объем которого составляет 20-40% в разных дисциплинах.
Разработана рабочая программа по дисциплине «Основы безопасности и защиты Родины», которая с этого года заменила в общеобразовательном цикле дисциплину «ОБЖ».
Все разработанные рабочие программы выложены на сайте лицея.
Разрабатываются УМК по дисциплинам, включающий технологические карты профессионально-ориентированных занятий, методические указания к практическим занятиям и лабораторным работам, ФОС, методические указания по самостоятельной работе обучающихся.
Продолжают проводиться открытые уроки с профессиональной направленностью в соответствии с утвержденным графиком.
В рамках ФПП требования ИРПО нашли свое отражение в актуализированных в 2024 г. учебных планах ОПОП, а именно:
— доля часов, отведенных на практические занятия и лабораторные работы составляет в среднем 56%, что является отражением практико-ориентированности общеобразовательного цикла ОПОП. Практико-ориентированность также достигается введением в содержание теоретических занятий практических заданий, аудиторной самостоятельной работы;
— установлены и прописаны в пояснительных записках учебных планов междисциплинарные связи между общеобразовательными дисциплинами и дисциплинами общепрофессионального цикла ОПОП, профессиональными модулями;
— в учебных планах прописаны принципы, на основе которых реализуются дисциплины общеобразовательного цикла: профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин, интеграция содержания общеобразовательных дисциплин, интенсификация общеобразовательной подготовки, цифровизация общеобразовательной подготовки;
— в УП также отражены цифровые инструменты, использование которых возможно в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин.
В октябре 2024 года преподаватели общеобразовательных дисциплин приняли участие во Всероссийском онлайн анкетировании для преподавателей разных ООД в ПОУ-участниках внедрения 2022 и 2023 гг. Анкетирование проходило на онлайн-платформе «Анкетолог».
По итогам работы ФПП за период с 2022 по 2024 гг. был оформлен отчет лицея и отчеты двух наших подведомственных образовательных организаций, которые были представлены региональному оператору в октябре 2024 г.
30 октября проведено анкетирование преподавателей общеобразовательных дисциплин по итогам внедрения методик преподавания. Анкета включала 18 вопросов. В анкетировании приняли участие 15 человек.
♦ Результаты анкетирования преподавателей колледжа по внедрению методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования здесь
♦ 7 ноября 2024 года в лицее состоялся педагогический совет «Актуальные вопросы общеобразовательной подготовки в СПО (по итогам внедрения методик преподавания ООД с учетом профессиональной направленности образовательных программ СПО в 2022-2024 годах)»
Итоги работы лицея по внедрению методик преподавания ООД с учетом профессиональной направленности образовательных программ СПО в 2022-2024 годах подвела старший методист Смирнягина Н.Н.
Опыт работы в рамках Федеральной пилотной площадки представили преподаватели Солнышкова И.В., Атомный Э.Ю. Денисюк И.А., Григорьева В.В., Кузнецова Н.А.
♦ Интеграция содержания дисциплины ОД.05 «Информатика» с содержанием общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей ОПОП по специальности 54.02.08 Техника и искусство фотографии и профессии 54.01.20 Графический дизайнер преподаватель Атомный Э.Ю.
♦ Интенсификация процесса обучения как необходимое условие повышения качества подготовки по дисциплине ОД.03 «Математика» преподаватель Григорьева В.В.
♦ Цифровизация как основополагающий принцип модернизации процесса обучения иностранному языку на основе внедрения современных методик преподавания преподаватель Денисюк И.А.
♦ Формирование традиционных российских духовно-нравственных ценностей будущего выпускника системы среднего профессионального образования посредством интенсификации процесса обучения по дисциплине ОД.04 «Иностранный язык» преподаватель Кузнецова Н.А.
♦ Профессионализация содержания общеобразовательной дисциплины как основа успешного формирования компетенций будущего выпускника системы среднего профессионального образования (на примере дисциплины ОД.07 «Химия») преподаватель Солнышкова И.В.